Татьяна Галковская IT Expert Владимир Зверев: Спецсвязь одна из немногих структур в государстве, где нет «ручного управления»

 
В интервью, проведенном информационным агентством  IT Expert с Владимиром Зверевым по поводу ста дней его пребывания в должности Председателя Госспецсвязи Украины, особое внимание было уделено стратегии развития Концерна  РРТ
 
IT Expert: Сегодня сети правительственной связи и НСКС (Национальная система конфиденциальной связи) не имеют собственных каналов передачи данных, и используют арендованные укртелекомовские. Согласно условиям приватизации «Укртелекома», компания должна была передать государству выделенную телекоммуникационную сеть специального назначения (ТССН), для нужд силовых структур. Однако в том виде, в котором Госспецсвязи готовится ее принять, речь тоже не идет о собственных каналах. «Укртелеком» контролирует и кабельную канализацию. Можно ли в этих условиях говорить о безопасности специальной связи?

Владимир Зверев: В какой-то степени мы стали заложниками технических решений, принятых предыдущим руководством Госспецсвязи. Сейчас мы можем только принять на баланс ту сеть, что передает нам «Укртелеком», и максимально эффективно ее использовать.
С одной стороны, ТССН – современное, и технологически изящное решение. Это «труба» с гарантированной пропускной способностью 10 Гбит/с, которую мы получаем в пользование совершенно бесплатно. Это используемая в ней технология MPLS, которая считается чрезвычайно стойкой: «выловить» в общем трафике наши пакеты почти невозможно, не говоря уж об их расшифровке. Это физически контролируемые нашими специалистами стойки телекоммуникационного оборудования в каждом районном узле связи «Укртелекома», к которым могут подключаться любые государственные учреждения. И это отдельная от «Укртелекома» система управления. Получив на баланс эту систему, мы сможем вдохнуть вторую жизнь в НСКС, перевести на новый технологический уровень правительственную связь, а также перестать использовать арендованные у операторов связи магистральные каналы.
Чему, кстати говоря, некоторые провайдеры и операторы активно сопротивляются. Если раньше в прессе появлялись статьи на тему, что государство хочет загнать все госорганы в свою сеть, чтобы осуществлять слежку, то теперь рассказывают о технической отсталости и небезопасности ТССН. Как будто арендованные каналы безопаснее. Ведь госорганы для операторов – клиенты, и на услуги связи тратятся немалые деньги. А тут у государства появляется возможность использовать бесплатный ресурс. Конечно, на эксплуатацию ТССН должны выделяться бюджетные деньги. Поэтому мы заранее готовы к обвинениям,  что мы хотим «сесть» на этот финансовый поток. Наше мнение от этого не изменится: государственные органы должны пользоваться телекоммуникационными сетями, контролируемыми государством.
Хотя вопрос «последней мили» ТССН не решает, и государству придется либо тратить деньги на подключение к районным узлам связи, либо таки платить деньги операторам. Наши предложения по этому поводу мы формулируем в рамках Национальной программы развития широкополосного доступа, в разработке которой мы сейчас принимаем участие.
С другой стороны, мы отдаем себе отчет, что, при данной архитектуре ТССН, сохраняется зависимость правительственной связи от «Укртелекома». Например, повреждение их кабелей в канализации приведет к отсутствию связи и у нас, а для правительственной связи это недопустимо. Поэтому мы не перестанем ставить вопрос о создании нового альтернативного национального оператора, который не будет подлежать приватизации. Идеи, которые мы сейчас рассматриваем – начиная от создания независимого оператора, который обеспечит транспортную составляющую, до использования части ресурсов инфраструктуры Концерна РРТ, который необходимо существенно модернизировать. Конечно, на это понадобятся деньги. Но требования безопасности системы диктуют нам эти вызовы.
 
IT Expert: К заявленной вами стратегии развития Концерна РРТ возникло много вопросов. Как технических – приспособлена ли вообще инфраструктура вещательной корпорации для оказания услуг связи, и адекватны ли запланированные к использованию технологии, те же радиорелейные линии, для таких задач. Так и финансовых – вас упрекают в желании «распилить» деньги на модернизацию и под шумок приватизировать эту структуру, создав новый «Зеонбуд».

Владимир Зверев: Большинство этих вопросов, как обычно, поднимают те, кто не хочет появления на рынке нового игрока. Другая часть вопросов – от незнания технических деталей.
Да, есть такое мнение, что задачи Концерна – прежде всего обеспечение телевизионного и радиовещания. Отсюда периодически возникающая идея подчинить его Гостелерадио. Однако, на наш с Александром Пивнюком взгляд, именно этот путь приведет к банкротству Концерна. По одной простой причине. Уже сейчас как минимум половина телевизионных приемников получает сигнал не от КРРТ, а со спутников и по кабельным сетям. А впереди – бум IPTV и других форм вещания через широкополосный доступ. Эфирное вещание, даже цифровое, будет иметь гораздо меньшую долю рынка, чем сейчас.
Поэтому будущее КРРТ мы видим именно как мультиоператора ШПД. Концерн имеет уникальную инфраструктуру – антенно-мачтовые сооружения и технологические площадки во всех районах страны, и сеть ретрансляторов. Главная задача, которую для этого нужно решить – модернизация магистральной инфраструктуры. Мнение о том, что радиорелейные линии ненадежны, не совсем верно – радиорелейных технологий передачи данных много. Например, в миллиметровом диапазоне они, в определенных условиях, могут соперничать по пропускной способности с оптикой. Однако, конечно же, магистральные каналы должны быть основаны на ВОЛС, а также должны быть задействованы спутниковые каналы. Модернизация инфраструктуры потребует вложений. Концерн готов выходить на кредитование в международных финансовых учреждениях.
Не менее важная задача – получение лицензий и частот. Пока, в ближайших планах – получение лицензии на цифровое вещание в двух мультиплексах, которое было предусмотрено государственной программой развития цифрового телевидения, и приостановлено в связи с появлением «Зеонбуда». И развитие этого направления. Затем, в перспективе, Концерну стоит добиваться получения лицензий и частот для технологий 4G, и выходить на рынок беспроводного ШПД. Но для этого нам нужно добиться поддержки наших инициатив правительством. Мы считаем своим долгом убеждать его в необходимости переосмысления роли Концерна РРТ в государстве.
Конечно же, в перспективе, мы видим модернизированную сеть Концерна как возможную основу для проекта государственной защищенной широкополосной сети, аналогичной ТССН, но на новом технологическом уровне. Заодно получим резервирование емкости, которое не было заложено в ТССН. Государственная сеть защищенной подвижной связи также может быть основана на беспроводном ШПД от Концерна. Это именно та «государственная сеть широкополосного доступа 4-го поколения двойного назначения», в нежелании создавать которую нас недавно упрекнуло одно уважаемое издание устами неизвестного  журналиста.
Мы готовы докладывать об этом проекте в любых кабинетах. И хотим, чтобы нас услышали за всеми этими обвинениями в предательстве и коррупции.
 
IT Expert:  Пошел слух, что для привлечения средств на модернизацию Концерн планирует создать совместное предприятие с частными инвесторами…

Владимир Зверев: Откуда он пошел? Первое. Наши заявления о том, что после продажи «Укртелекома» вновь осознана потребность в государственном операторе. Второе. Неоднократно звучало из разных источников, что у государства нет средств на модернизацию специальных сетей. Какая стандартная реакция телеком-бизнеса на эту ситуацию? Правильно, выходить на Госспецсвязи с предложениями о сотрудничестве. И эти предложения не заставили себя ждать. В том числе и о создании совместного предприятия. Но пока это всего лишь инициатива  со стороны рынка.
Руководство Госспецсвязи не намерено готовить такие решения подковерно. Но решать вопрос о привлечении инвестиций нужно. И мы сейчас на уровне консультаций прорабатываем разные варианты. Например, кредитование под гарантии правительства в какой-то из международных финансовых организаций, выделяющих средства на инфраструктурные проекты. Вариант создания СП мы тоже не отметаем. Но понимаем, что оно должно создаваться прозрачно, с обсуждением в профессиональных кругах, и с четким соблюдением государственных интересов.

Полный текст интервью прочитать на портале IT Expert.